Занятие по Естествознанию в старшей группе
Тема: Комнатные растения
Цель: расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду
Материал: комнатные растения, герань, фиалка, фикус, сансевьера, кактус
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А , как вы думаете, для чего нужны комнатные растения. (Ответы детей)
Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.
Круг радости: «Зарядка для цветка»
Говорит цветок цветку
Подними –ка свой листок .
Выйди на дорожку ,да притопни ножкой,
Да головкой покачай,утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка,вот зарядка для цветка
А, теперь водой умойся,отряхнись и успокойся
Вот теперь готовы все,день встречать во всей красе
Воспитатель: Молодцы,а теперь присаживайтесь на свои места
Воспитатель; Ребята, какие названия комнатных растений вы знаете или какие растут у вас дома? (Ответы детей).
— Мир цветковых растений удивителен. Тысячи цветковых растений растут на нашей планете. У каждого из них свой характер и тайна. В нашей группе очень много комнатных растений, давайте, познакомимся с ними поближе.Знаете ли вы вот это комнатное растение (Показывает герань).Это растение называется «герань», или «пеларгония», а еще его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда(после опыления) разрастается в длинный « клювик», очень похожий на клюв журавля. Вот теперь вам легче будет запоминать название этого цветка. Давайте внимательно рассмотрим этот цветок.
Воспитатель обобщает ответы детей: «У герани есть стебель, листья(цветки, если растение цветет) и корни»
Воспитатель,: какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей).Обобщает ответы детей: «Листья у герани округлой формы, ярко-зеленого цвета, с коричневатым кругом у края (или с белой каймой).Далее спрашиваю у детей: «Какого цвета цветы у герани? Обобщаю ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. «Где корни герани? Как вы думаете, зачем растению нужны корни?» Обобщаю ответы детей: «Корни находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Рассказ сопровождаю показом) Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать»
Герань не только украшает комнату, но и очищает от вредных бактерий. В доме, где растет герань, в жаркие летние месяцы никогда не будет мух.
- 2. Рассказываюо комнатных растениях, которые находятся в группе, сопровождающийся показом этих растений.
Много разных удивительных растений, например кактусы – чемпионы по накоплению влаги и умению ее расходовать. Содержание воды в стебле – 90-95%.Это настоящие цистерны с водой посреди пустыни. Когда-то измученные путники утоляли жажду сочной мякотью. Используют их при лечении
Сансевьера или «щучьий хвост» — это лекарственное растение. В нем очень много хлорофитумов и это не случайно, т.к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно
Воспитатель: Показываю фиалку и спрашиваю, как называется это растение? Это растение называется фиалка узамбарская. Посмотрите внимательно и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья, какого цвета? Обобщаю ответы детей: «У фиалки есть листья(Цветки, если растение цветет), стебель и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушённые (у некоторых растений край ровный, а у других волнистой), у листьев есть корешок. Длинными черенками листья крепятся к корню. Стебель у фиалки очень короткий».
Воспитатель: Какого цвета цветы фиалки? Цветки фиалки бывают разных цветов. Показываю детям фиалки разных цветов- белые, розовые, лиловые, фиолетовые и сиреневые.
Далее предлагаю детям внимательно рассмотреть цветок и показать где стебель, корень,цветок,листья.
-Есть ли у растения стебель? Покажи.
-Какой формы литья?
-Есть ли у растения цветок? Покажи.
-Если цветок, то какого цвета?
-Как называется растение?
Воспитатель: У всех комнатных растений есть корень, стебель, листья, в период цветения — цветы. Дети, а какое сейчас время года? (Осень). Правильно,ближе к зиме цветы замедляют свой рост и поэтому их надо меньше поливать.
Показываю, как надо поливать растения: поливаю растение так, что через землю вода проходит в поддон. Объясняю: «Из поддона воду нужно вылить. Растениям, которые цветут, воды требуется больше. Гладкие листья протирают мокрой тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль щеточкой.
Проводиться игра «Что изменилась»
Перед детьми стоит три комнатных растения, например: герань, фиалка, фикус. Педагог называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза, и убирает одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Выигрывает тот, кто первым даст правильный ответ. Игра повторяется 2-3 раза.
Физминутка
Работа в тетрадях по Естествознанию
Воспитатель: А, теперь давайте вспомним ,как нужно ухаживать за растениями
Правила ухода за комнатными растениями.
- Памятка. Правила ухода за комнатными растениями:
— Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
— Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
— Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
— Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.Дети, запомните для роста комнатных растений необходим свет,вода,тепло.
Практическая работа «Посадить цветок»
Итог занятия.
— Для чего же нам нужны комнатные растения?
-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
Воспитатель Ребята, давайте будем всегда дружно ухаживать за нашими комнатными растениями. ( Дети поливают цветы, вытирают пыль, опрыскивают с указаниями воспитателя)
МКҚК «Бөбек» балабақшасы
ГККП детский сад «Бөбек»
Занятие
тема: «Комнатные растения»
Воспитатель:Шаймерденова Л.Б.